Имплекс

Представитель владельцев облигаций

Представительство интересов облигационеров.

Держатели облигаций в акционерных обществах не имеют у нас в настоящее время никаких средств для своевременной защиты своих общих интересов. В некоторых иностранных законодательствах вопрос о представительстве интересов облигационеров разрешен в положительном смысле. В проекте нашего Министерства Торговли и Промышленности предполагается установление общих собраний облигационеров.

В настоящее время владельцы облигаций не пользуются у нас никакими средствами для своевременной защиты своих общих интересов перед акционерным обществом и могут обращаться в суд лишь тогда, когда со стороны общества последовало нарушение их прав. Но и в этом случае облигационеры лишены возможности действовать сообща, ибо наше законодательство не признает за ними прав юридического лица, а допускает предъявление к акционерной компании исков от отдельных лиц – владельцев облигаций. При таких условиях мелкие облигационеры обыкновенно бывают принуждены отказываться от возбуждения исков, в виду значительных издержек, связанных с проведением процесса.

Нет нужды указывать, до какой степени такое положение держателей облигаций является ненормальным. При отсутствии соответствующих законодательных норм, облигационеры становятся на одну доску с обыкновенными кредиторами. Они лишены права контроля над ведением дела общества-должника и каких-либо практических способов защиты своих общих интересов. Они не могут даже протестовать против заведомо вредных для них действий правления общества. Не зная друг друга, они не могут объединяться и предпринимать какие-либо совместные действия.

При таких условиях и в виде предстоящего – будем надеяться в недалеком будущем – коренного пересмотра нашего акционерного законодательства, представляется небезынтересным ознакомиться с законодательными постановлениями тех стран, в коих права облигационеров более обезпечены известными законодательными нормами.

Несмотря на общую отсталость австрийского акционерного законодательства, законом 24 апреля 1874 года организовано представительство интересов держателей облигаций. Согласно указанному закону, при выпуске «частичных долговых обязательств» суд обязан озаботиться назначением «куратора», которому поручается ведение судебных дел от имени облигационеров во всех тех случаях, когда их права будут чем-нибудь нарушены, в особенности при банкротстве общества-должника. В начале права «куратора» были почти ничем не ограничены. В 1877 году было признано необходимым привлечь самих облигационеров к более деятельной защите их собственных интересов. Согласно закону 4 декабря 1877 года суд обязан в известных случаях созвать общее собрание облигационеров. В этом собрании всем облигационерам предоставлено право слова и право требовать занесения их заявлений в протоколы. Засим участники собрания имеют право выбрать уполномоченных комиссаров, коим поручается надзор за действиями «куратора». «Куратор» со своей стороны обязан опубликовывать о предпринятых им шагах во всеобщее сведение и, кроме того, извещает об них каждого отдельного облигационера.

Заслуживает также внимания при изучении нашего вопроса законодательство далекой Мексики. Там закон 29 ноября 2897 года обязывает правление общества, выпускающего облигации, в течение месяца, следующего за окончанием подписки на облигации, созвать общее собрание облигационеров. На общем собрании выбираются один или несколько представителей облигационеров. Представители эти заключают от имени облигационеров все нотариальные договоры с обществом-должником. Они же созывают в определенные сроки общие собрания облигационеров, присутствуют с совещательным голосом в общих собраниях акционеров общества-должника, знакомятся со всеми документами, предоставляемым акционерам. Наконец, уполномоченные представляют интересы облигационеров на суде. Срок их полномочий не определен: общее собрание облигационеров всегда имеет право избрать новых представителей.

Наиболее разработан вопрос об общих правах владельцев облигаций в германском законодательстве. По закону 4 декабря 1899 года общие собрания облигационеров («владельцев долговых обязательств») допускаются во всех тех случаях, когда валюта по всем выданным долговым обязательствам составляет, в общей сумме, не менее 300 000 марок, а самое число обязательств не менее 300. Если общая сумма находящихся в обращении долговых обязательств станет ниже 100 000 марок, а число самих обязательств менее 100, то сила действия рассматриваемого нами закона прекращается.

Решения, принятые общим собранием владельцев долговых обязательств для охранения общих интересов, имеют обязательное значение для всех кредиторов данной категории. Собрание может избрать представителей для защиты своих общих интересов: но не может устанавливать обязанности для облигационеров производить какие-либо дополнительные платежи. Собрание созывается обществом-должником. Созыв является обязательным, когда того требуют держатели двадцатой части все суммы обязательств, находящихся в обращении. В случае отказа должника созвать собрание, этим озабочивается судебная власть.

Если должником является общество или, вообще, юридическое лицо, члены коего собираются в общие собрания, то представитель облигационеров имеет право присутствовать в таких собраниях с совещательным голосом и ознакомляться с письменными документами, представляемыми общему собранию. Если над имуществом общества-должника учреждается конкурс, то конкурсный суд созывает собрание облигационеров для избрания общего представителя в конкурс.

При всей своей детальной разработанности германское законодательство, конечно, далеко от совершенства. Но так или иначе оно все же заполняет серьезный пробел, еще существующий в некоторых законодательствах Западной Европы, как и в нашем собственном. Англия не знает законодательной регламентации представительства облигационеров. Во Франции этот вопрос ждет своего разрешения, причем соответствующие законопроекты уже дважды вносились правительством, в 1903 и в 1906 гг. Законопроекты эти предусматривают организацию общих собраний облигационеров, постановляющих свои решения большинством голосов. Пока что, здесь пополняет пробел закона юридическая практика создания, путем договора, товариществ облигационеров. Необходимость организации представительства облигационеров сознана и в Бельгии, где правительством был внесен в 1904 году законопроект, оставшийся до сих пор не рассмотренным. Этим законопроектом предусматриваются общие собрания облигационеров, коим предоставляется право: 1) изменять, уменьшать или уничтожать особые гарантии, кои принадлежат владельцам облигаций; 2) отсрочивать на один или несколько периодов уплату процентов, изъявлять согласие на уменьшение размера уплачиваемых по облигациям процентов или видоизменять условия таковой уплаты; 3) увеличивать срок погашения облигационного займа, уничтожать погашение и изъявлять согласие на изменение условий погашения облигационного долга; 4) постановлять о превращении облигаций в акции общества.

Созыв собрания облигационеров производится с соблюдением правил, установленных бельгийским законом для созыва общих собраний акционеров. Действующее законодательство в Бельгии уже предоставляет, впрочем, отдельным облигационерам право участия с совещательным голосом в общем собрании акционеров (закон 18 мая 1873 года ст. 70). Подобное же постановление существует еще в Португалии.

На вопрос об организации представительства облигационеров в последнее время обращено внимание и у нас. Соответственные правила были выработаны Высочайше учрежденной редакционной комиссией по составлению гражданского уложения. Правила эти в общем весьма близко подходят к постановлениям германского закона об общих правах владельцев долговых обязательств. Предусматривается объединение облигационеров и проектом «Правил о выпуске облигаций торгово-промышленными акционерными компаниями», выработанным Отделом Торговли в 1905 году.

Объяснительная записка к проекту указывает на желательность установления особого наблюдательного органа из облигационеров, избираемого из среды этих лиц по выпуске обществом облигаций. При этом совершенно справедливо указывается, что допущение активного вмешательства облигационеров в дела общества, добросовестно исполняющего свои обязательства, представляется несоответственным. При обзоре иностранных законодательств мы видели, что о таком активном вмешательстве нигде нет и речи. Проект Отдела Торговли предоставляет уполномоченным от облигационеров право надзора за ходом предприятия, без наделения их какими-либо активными полномочиями до тех пор, пока не наступил момент неплатежа процентов по облигациям. Уполномоченные от облигационеров в составе не более пяти лиц избираются общим собранием облигационеров, созываемым правлением общества, в течение шести месяцев со дня выпуска облигаций. При этом выбор уполномоченных устанавливается в виде лишь факультативной меры, к которой облигационеры принуждаться не будут. Владельцам одной двадцатой части находящихся в обращении облигаций предоставляется право во всякое время требовать от правления общества созыва общего собрания облигационеров, на котором могут быть избраны уполномоченные, от выбора которых облигационеры первоначально уклонились. Созыв общих собраний облигационеров совершается по проекту в том же порядке, какой установлен для созыва общих собраний акционеров. Право голоса в собрании признается за каждою облигациею, причем число голосов у отдельного лица, определяемое соответственно числу и достоинству всех представляемых им облигаций, не подвергается никакому ограничению.

Уполномоченным от облигационеров предоставляется присутствовать с правом совещательного голоса на общих собраниях акционеров, а также с согласия правления на заседаниях последнего и получать от него разъяснения по ходу дел и отчетности.

Компетенция общих собраний облигационеров определяется следующим образом: а) избрание уполномоченных; б) принятие экстренных мер в случае прекращения компанией выполнения лежащих не ней обязанностей; в) изменение по соглашению с общим собранием акционеров условий облигационной задолженности (например, отсрочка в получении процентов, отказ от части требования и т.д.). При этом эти последние постановления считаются обязательными лишь для тех облигационеров, которые таковые приняли.

Организация представительства облигационеров задумана в проекте Отдела Торговли на довольно широких началах. Остается лишь пожелать, чтобы к осуществлению этих предположений было приступили в недалеком будущем.

Дата публикации: 01.01.1911 г.

Автор: К. Гринвальд // Промышленность и торговля, 1911, № 1 (73), С. 9.