Имплекс

Представитель владельцев облигаций

Какие перспективы у закона об инсайдерской информации?

Одним из событий в российском корпоративном праве стало принятие нового закона, направленного на урегулирование отношений, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием на финансовых (включая валютный) и товарных рынках. Закон закрепил понятие «инсайдерская информация» и ввел правовой режим ее использования.

В настоящей статье мы рассмотрим, что же имеется в виду под инсайдерской информацией, а также каким образом законодатель предложил урегулировать ее использование. Отдельное внимание будет уделено практическому применению нового закона и его влиянию на хозяйственные общества.

Во-первых, стоит отметить, что принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) является знаковым событием для российского финансового рынка.

Первые обсуждения необходимости принятия данного правового акта начались еще в конце 90-х годов. В тот период законодателями было разработано несколько вариантов законопроекта об инсайде, однако лишь единственный из них удалось внести на рассмотрение в Госдуму, но и он так и не был принят. Одной из причин необходимости появления Закона стало создание в России международного финансового центра. Также повлиял факт необходимости вступления России в Международную организацию регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO) и присоединения Федеральной службы по финансовому рынку (далее – ФСФР) к международному меморандуму о взаимопонимании. Другой причиной стало то, что в отсутствие настоящего Закона российский финансовый рынок был бы признан нецивилизованным и ограничивающим вложения в активы российских компаний со стороны иностранных инвесторов.

Во-вторых, к моменту принятия рассматриваемого Закона в Российской Федерации впервые были установлены положения, регулирующие использование инсайдерской информации, запрещающие манипулирование ею на финансовом рынке. В период, предшествующий принятию Закона, регулирование вышеуказанных отношений носило формальный характер. Соответствующие нормы содержались в отдельных законодательных актах ФСФР России (п. 5.4 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 09.10.2007 № 07-102/пз-н) и Центрального банка РФ (разъяснение ЦБ РФ от 17.12.2004 № 31-ОР «О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»).

Закон об инсайдерской информации устанавливает:

Настоящий Закон обязывает:

  • эмитентов, управляющие компании, организаторов торговли и других лиц принять правила доступа к инсайдерской информации в целях охраны ее конфиденциальности, а также назначить должностное лицо, отвечающее за осуществление такого контроля;
  • организаторов торговли и лиц, принимающих участие в торгах, принять ряд правил, обеспечивающих контроль за совершаемыми сделками с целью выявления инсайдерских нарушений и фактов манипулирования рынком.
  • Кроме того, устанавливаются специальные правовые последствия совершения сделок с нарушением требований настоящего Закона, которые предусматривают взыскание с лиц, совершивших сделку в нарушение требований Закона, суммы незаконно полученной прибыли или убытка, которого этим лицам удалось избежать в связи с совершением такой сделки.

    В-третьих, необходимо обратить внимание на характер правовых норм самого Закона и механизм его применения с учетом практики иностранных государств. При детальном рассмотрении Закона становится понятно, что доминирующее количество норм относится к регулятивным и только во вторую очередь составляет систему защитных и охранительных. Так, например, в практике США уполномоченное лицо, владеющее информацией, которая может существенно влиять на поведение инвесторов, докладывает о ней в заранее определенный день. Важным аспектом в данном случае является то, что все узнают эту информацию одновременно и будут иметь к ней равный доступ, а соответственно и равные условия. В Законе об инсайде такой механизм тоже прописан: через аналогичные нормы ФСФР пытается системным образом урегулировать эти вопросы. Закон предусматривает, какие меры и действия должны быть предприняты для того, чтобы инсайдерская информация была своевременно раскрыта, и как сделать так, чтобы ею не воспользовался только узкий круг заинтересованных лиц. В данном контексте необходимо рассматривать обязанность инсайдеров уведомлять о сделках с ценными бумагами своего эмитента. Санкции, предусмотренные Законом, являются дополнительным сдерживающим фактором, который призван повлиять на поведение тех или иных лиц.

    Что касается практики выявления инсайдерских операций в Великобритании и США, то здесь биржи при помощи специально разработанных компьютерных программ, фиксирующих сделки, передают всю необходимую информацию о выявленных нестандартных случаях в Управление финансовых услуг (FSA) и Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), которые также проводят их анализ и при наличии подозрений в совершении незаконной сделки начинают расследование. Борьба с инсайдерами в Великобритании и США имеет относительный успех, потому что отчасти проводится на денежные средства самих инсайдеров. Так, FSA вправе обратиться в суд с требованием о возмещении понесенных ею расходов в рамках расследования, а SEC вправе использовать часть денежных средств, которые выплачивает осужденный, на вознаграждение своего информатора. В отличие от FSA, у SEC отсутствуют полномочия по предъявлению уголовных обвинений и совершению следственных действий по уголовным делам. По гражданским делам SEC вправе собирать информацию, требовать предоставления документов, а в суде – просить о возврате незаконно полученной прибыли, наложении штрафа, запрете на работу в финансовой отрасли или на занятие определенных должностей. Однако отсутствие указанных полномочий у SEC компенсируется слаженным взаимодействием с министерством юстиции и ФБР, которые имеют право вести расследование. Вместе с тем у ФСФР нет аналогичных полномочий, что может оказать существенное влияние на качество и своевременность принятия такого рода решений в отсутствие совместной и оперативной работы с Прокуратурой РФ и Министерством внутренних дел РФ.

    В-четвертых, для того чтобы рассмотреть влияние Закона об инсайде на хозяйственные общества, необходимо раскрыть понятие конфиденциальной информации и разделить ее на коммерческую тайну, служебную и инсайдерскую.

    Конфиденциальная информация – это сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их правообладателя.

    Перечень сведений конфиденциального характера содержится в указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К сведениям конфиденциального характера относятся:

    Данный перечень не может рассматриваться как закрытый. Меры защиты конфиденциальной информации, изложенные в п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса РФ («участники хозяйственных обществ обязаны не разглашать конфиденциальную информацию»), не нашли свое развитие в Федеральном законе «Об акционерных обществах».

    Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Однако в понятие коммерческой тайны не входит значительный пласт информации, которая может прямо или косвенно влиять на экономическую ситуацию в акционерном обществе и стоимость его акций. Вместе с тем коммерческая тайна обладает хорошей степенью правовой защиты (п. 1 ст. 1472 Гражданского кодекса РФ, ст. 13.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ст. 183 Уголовного кодекса РФ).

    Служебная информация в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ) – это любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Защита такой информации осуществляется ст. 15.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая не может рассматриваться как реальная мера, направленная на предупреждение данного правонарушения. Значительную сложность составляет то обстоятельство, что содержащийся в ст. 32 Закона о РЦБ перечень лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за использование служебной информации, крайне узок. Кроме того, действующий Закон о РЦБ не позволяет привлечь к ответственности лиц, которым служебная информация была передана и которые, руководствуясь ею, совершили сделки на рынке ценных бумаг. И лишь с принятием закона, регламентирующего порядок работы с инсайдерской информацией и устанавливающего ответственность за совершение сделок с использованием такой информации, стало возможно изменить сложившуюся ситуацию.

    Практическое применение положения об использовании служебной информации не обеспечивает главной задачи института – защиты прав акционеров и иных участников сделок на рынке ценных бумаг, которые такой информацией не обладают. На практике советы директоров акционерных обществ, руководствуясь ст. 4 главы 7 Кодекса корпоративного поведения ФКЦБ РФ, приходили к самостоятельному утверждению положений об инсайдерской информации и образованию специальных контрольно-ревизионных органов, которые следили за соблюдением норм такого положения со стороны управляющего менеджмента компании, а также ее акционеров и работников.

    Инсайдерская информация, согласно п. 4.2.1 Кодекса корпоративного поведения ФКЦБ РФ, – это существенная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества. Однако следует помнить, что Кодекс корпоративного поведения имеет рекомендательный характер применения, поэтому руководство каждого акционерного общества должно определять самостоятельно, применять его или нет. Кроме того, положение об инсайдерской информации распространяется только на руководство, акционеров и работников эмитента, а потому не может обеспечить эффективных мер борьбы с недобросовестным использованием данной информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными лицами, которым инсайдерская информация стала известна в результате вступления в правоотношения с эмитентом и его аффилированными лицами. Вот почему так важно было принять специальный закон об инсайдерской информации, который решил бы вышеобозначенные проблемы.

    Понятие «инсайдерская информация», содержащееся в п. 1 ст. 2 настоящего Закона, шире, чем в Кодексе корпоративного поведения, и распространяется в том числе на информацию о валюте и товарах. Однако данное понятие может быть использовано только после вступления в силу перечня сведений, относящихся к инсайдерской информации, который указан в ст. 3 Закона. Отметим, что статья содержит перечень инсайдерской информации только для государственных и муниципальных органов и Банка России. В отношении эмитента эмиссионных ценных бумаг такой перечень должен быть разработан ФСФР. Кроме того, ст. 3 Закона вступает в силу лишь по истечении года с момента официального опубликования, поэтому вопрос о том, что же следует рассматривать в качестве инсайдерской информации применительно к акционерному обществу, пока остается открытым.

    Обращает на себя внимание и тот факт, что согласно п. 4 ст. 20 Закона с момента его вступления в силу глава 8 Закона о РЦБ, которая регулирует вопросы использования служебной информации, признается утратившей силу. Таким образом, в течение полугода с 27 января 2011 года по 30 июля 2011 года будет существовать пробел в праве в части защиты от незаконного использования информации, которая может оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг. В связи с чем, хозяйственным обществам в срок до 30 июля 2011 года предстоит большой объем работы по разработке внутренних документов, которые позволят контролировать распространение, использование и защиту инсайдесркой информации. Исключение будет составлять лишь информация, подпадающая под режим коммерческой тайны. Но и после вступления в силу ст. 3 и утверждения перечня сведений, относящихся к инсайдерской информации, эти положения не потеряют своего значения. Причина в том, что законодатель вновь ограничился установлением мер ответственности, вплоть до уголовной, но при этом не предусмотрел в законе организационно-правовых способов защиты конфиденциальной информации. Поэтому хозяйственным обществам еще не раз предстоит столкнуться со старыми проблемами и самостоятельно разрабатывать меры по защите информации, основываясь, как и прежде, на нормах Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

    Дата публикации: 02.02.2011 г.

    Автор: К. Костылев